Hello, world! Как известно, каждый из нас опосредованно знаком с любым жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти человек. Так недавно я познакомилась с Гальяно и Маккуином.
О первых коллекциях известных дизайнеров и развитии fashion-индустрии в Украине мы поговорили с профессором University of the Arts London Тони Алстоном, который уже долгое время открывает новые имена в мире моды.
Наш город посетил директор приемной комиссии Лондонского Университета Искусств, профессор Тони Алстон.
Поводом для этого стал День Открытых Дверей Лондонского Университета Искусств (University of the Arts London) и Образовательной группы ДонСтрим. Заметим, что по результатам мирового рейтинга QS 2019 UAL занял 2 место по искусству и дизайну среди университетов, а 1 место занял Royal College of Art, который специализируется только на программах магистратуры.
Тони Алстон — авторитетная личность в мире моды. В свое время он был креативным директором модного английского магазина «BROWNS», в котором впервые были представлены коллекции Джона Гальяно и Александра Маккуина.
Сегодня Отклик встретился с fashion-экспертом и узнал, насколько сложно украинским абитуриентам поступить в UAL и что необходимо для того, чтобы стать дизайнером мирового уровня.
Вам приписывают открытие таких имен, как Джон Гальяно и Александр Маккуин. Скажите, кто из них, на Ваш взгляд, достиг большего успеха и почему?
— Если говорить о Гальяно и Маккуине, то я ни в коем случае не стану судить, кто из них лучше. Оба они — наши выпускники, оба гениальны. А вот стилистически они абсолютно разные. Маккуин — личность неординарная. Он не получил никакого формального образования, учился в арт-школе, и был просто портным. Но Луиза Вилсон смогла разглядеть в нем талант и большой потенциал. Она взяла его на учебу в магистратуру, исходя из его навыков и практических знаний.
Что Вы можете сказать об остальных выпускниках? Кто еще впечатлил Вас своими результатами?
— Если говорить о том, кто еще меня очень сильно впечатляет, так это Стелла Маккартни, дочь Пола Маккартни. Когда она демонстрировала свою первую выпускную коллекцию, я не увидел в ней ничего особенного. Но Стелла — очень трудолюбивая девушка, она многого достигла на сегодняшний день, и я горжусь тем, что она у нас училась.
То есть Вы считаете, что основной вклад в открытие Маккуина как дизайнера внесла Луиза Вилсон? В чем заключалась функция британского модного магазина «BROWNS»?
— В то время Луиза Вилсон в мире моды была очень влиятельным человеком, то, что именно она открыла Алекса Маккуина, дала ему образование — было очень неординарно. Я же тогда не имел никакого отношения к педагогике, а работал в должности креативного директора британского модного магазина «BROWNS». Это был первый мультибрендовый, магазин, который открыла для Лондона и Британии Джоан Берстейн. «BROWNS» был тестовой площадкой для дизайнеров всего мира.
Если речь идет о модном магазине, то понятно, чем там занимаются продавцы, менеджеры, «просто» директор. А вот что такое «креативный директор», чем он занимается? На своем примере поясните, пожалуйста, какие задачи Вы решали в этой должности?
— С одной стороны, я должен был поддерживать репутацию магазина, чтобы все, что продавалось и выставлялось у нас, всегда было на самом-самом высоком и изысканном уровне. И в то же время — чтобы все это было стильно, концептуально и свежо. Для этого мы должны были находить и открывать миру самых интересных дизайнеров, очень концептуальных, очень авангардных, чтобы поддерживался бренд магазина. А еще моей задачей было искать и находить новые таланты.
Насколько мне известно, когда коллекцию Гальяно выставили в витринах BROWNS, буквально через две недели началась Лондонская неделя моды. После чего приехали байеры (посредники между покупателями и дизайнерами — прим. ред.), и буквально начали драться за то, чтобы купить эту коллекцию, причем, не по закупочной цене, а по продажной (по ритейлу). А что случилось потом?
— Да, у Гальяно появилась возможность заработать хорошие деньги, но, когда ему предложили это, он ответил, что такому его в колледже не учили. Исходя из этой фразы, мы как учебное заведение сделали определенные выводы. Поэтому сейчас на всех без исключения наших курсах учат не просто креативу, а еще и тому, что, если даже ваша коллекция не носит коммерческий характер, она вполне может быть самой креативной, и при этом надо знать основы и принципы ведения бизнеса. Иными словами — надо уметь креативить, но так, чтобы вы могли прокормить себя.
Я полагаю, что далеко не все наши читатели имеют представление об UAL. Поэтому прошу Вас рассказать детальнее об университете, точнее, о Лондонском Колледже Моды. Чему там учат, какие специалисты выходят из его стен?
— В состав нашего университета входит специализированный Лондонский Колледж Моды, Там продумано абсолютно все: помимо креативного обучения, есть еще целые департаменты, целые специальности, где мы учим студентов не только стратегически мыслить, но и удачно продавать свои работы, брендировать себя, продвигать себя. Часть наших студентов выходят из Колледжа именно креативщиками или дизайнерами, которые владеют основами ведения бизнеса. А другая часть — специалистами ведения бизнеса моды, которые знают, как работать с креативными личностями, как работать с дизайнерами, потому что это их одногруппники, они вместе с ними учатся.
Но тогда естественным образом возникает вопрос: что же такое есть в UAL, в частности London College of Fashion (LCF) , чего нет в других? Вроде бы аналогичных учебных заведений в мире не один десяток, и как удалось выделиться из этого многочисленного ряда?
— Секрет успешности нашего учебного заведения, на мой взгляд, заключается в разнообразии. В других учебных заведениях студенты тоже получают прекрасные знания, но находятся рядом с такими же, как они сами, студентами. Там учат одинаково, принципы исследования — одни и те же, материалы, которые студенты получают друг у друга — тоже одинаковые. Наш же университет — это созвездие шести колледжей. Студенты, которые обучаются у нас, получают основную специальность, но они общаются со студентами и из других колледжей, которые изучают совершенно другие предметы, хотя тоже связанные с искусством. Поэтому наши выпускники не просто получают знания, но и обмениваются жизненным опытом, взглядами, постоянно контактируют с другими креативщиками.
Наверняка каждый педагог стремится к тому, чтобы его воспитанники добились в своем деле признания, успеха, известности, славы. Но, как показывает история, таких воспитанников — совсем немного, даже у самого талантливого учителя. И тут возникает вопрос: а реально ли в самом начале учебы определить, сможет ли начинающий дизайнер стать в будущем успешным мастером? Какие для этого важны черты характера?
— Я работал в фешн-индустрии очень долго и за это время встречал очень много умных и талантливых дизайнеров, просто хороших людей, но также много и других, противоположного склада — не умных, не талантливых, а порою по-человечески откровенно плохих. Но коллекции и у тех, и у других были прекрасными! Так что очень известные люди могут быть и не очень хорошими, и даже не очень талантливыми.
Многие из тех знаменитостей, которых я встречал в мире моды, были в жизни достаточно скромными, сдержанными, но при этом очень ревнивыми и самодостаточными.
Например, Ротко — один из наиболее влиятельных художников 1940-х годов, говорят, имел ужаснейший характер.
Вообще, у всех наших выпускников, которые стали успешными, а таких очень много, есть одно отличительное качество: абсолютно все они энергично работали и полностью посвятили себя своему делу.
Нас, одесситов, не может не интересовать вопрос о ближайших планах UAL в Одессе. Почему выбран именно наш город? Как на это повлияла встреча с Еленой Хильковой (прим. Елена Хилькова — является директором образовательной группы ДонСтрим, официального рекрутинг — представителя University of the Arts London, а также директор первого концепт бутика в Украине — Atelier1)? И что побудило Вас именно на ней остановить свой выбор в качестве партнера?
— Когда я встретил Хелен и увидел, что делает она с Atelier1, это стало для меня как бы возвращением в то интересное время моей жизни, когда я работал с магазином, который изменял фешн-сцену Великобритании. В Atelier1 работают именно такие визионеры, умеющие находить и давать дорогу талантам, которые пока еще никто, но через сезон-два уже становятся мировыми именами, как это делал в свое время «BROWNS».
Я хочу, чтобы в Украине выросли креативные люди, чтобы они реально поняли, что такое интернационализм. Я убежден, что молодые люди всего мира должны встречаться, общаться между собой…
Что вы подразумеваете под интернационализмом и какие вы видите способы устранения границ между людьми разных национальностей? Возможно, ли найти какое-то универсальное решение для устранения коммуникативных барьеров?
— Иногда я думаю: «Господи! Если бы можно было уйти и оставить эту планету только молодым людям, то я уверен: во всем мире бы наступил мир». Но пока люди только говорят об интернационализме, а на самом деле даже не понимают значение этого слова.
Если взять Восточную Азию, то тайванцы, китайцы, японцы издревле ненавидели и ненавидят друг друга. Но есть в этих нациях, таких разных, и нечто общее: 10% в каждой из них — динамичные, креативные и очень мобильные люди. И вот эти самые 10% прекрасно сотрудничают друг с другом в самых разных креативных проектах. Это пример для других наций в мире UAL, ибо мы как раз даем им возможность встретиться и научиться понимать друг друга.
Я уверен: креативность и гуманизм могут полностью уничтожить границы между людьми.
Отметим, что Лондонский Университет Искусств приглашает на интервью/поступление 19 апреля 2019 года в г. Киев. Подробнее информация по телефону: 044-4960948 или на сайте.
Автор: Анастасия Холдаковская
Фотограф: Александр Хохлов